Кто построил первую безлошадную повозку?

015

Как это всегда бывает с великими- изобретениями, можно сказать, что идея двигателя, приводимого в движение паром, носилась, что называется, в воздухе, и над проблемой одновременно работали многие изобретатели. Другое дело, что лишь Джеймсу Уатту удалось создать детально продуманный и безотказно работавший паровой двигатель, которому суждено было произвести настоящую революцию и в промышленности, и в транспорте.

Однако и  некоторые другие конструкции содержали здравые идеи, ускользнувшие даже от самого Джеймса Уатта. Так, например, русский изобретатель И. И. Ползунов в 1763 году разработал проект парового двигателя с двумя цилиндрами с объединением их работы на один общий вал. Как известно, именно по пути увеличения числа цилиндров двигателя и двинулась в дальнейшем конструкторская мысль.

А французу Никола Жозефу Кюньо первому, видимо, пришла мысль, что паровую машину можно использовать не только для откачки воды с рудников, но и в качестве двигателя самоходной колесной машины. Больше того, он даже осуществил свой проект — как раз в том году, когда Джеймс Уатт получил патент на свою конструкцию.

Построенная Кюньо «паровая телега», собственно говоря, и открывает историю машин, которые «сами себя двигают». Правда, Кюньо думал вовсе не о создании дорожного экипажа, а конструировал устройство, предназначенное для… перевозки тяжелых орудий и пушечных ядер, ведь изобретатель был артиллерийским офицером.

Но как бы то ни было, придуманная и построенная им машина представляла собой самое настоящее транспортное средство; правда, весьма несовершенное и очень неуклюжее на вид. Да и у самого парового двигателя, сконструированного Кюньо, оказалось полным-полно технических огрехов.

Строили «паровую телегу» в 1769 году в мастерских парижского артиллерийского арсенала, где привыкли к добротности и основательности. Поэтому рама конструкции была сделана из крепкого дуба, а два задних колеса позаимствованы у тяжелого орудия.

На раме Кюньо установил платформу для перевозки грузов и поперечное сиденье для «экипажа», состоявшего из двух человек. У «телеги» было одно переднее поворотное колесо, на котором для лучшего сцепления с дорогой были набиты шипы.

Никола Кюньо оказался первым из конструкторов, кому пришлось решать важную инженерную проблему: где размещать двигатель машины — впереди или сзади? Безусловно, Кюньо взял за основу конный экипаж, причем буквально: он не просто поставил паровой котел на переднюю часть телеги, а вынес его вперед на длинном «ухвате», словно настоящую лошадь. Сам же двигатель, чтобы избежать сложностей с передаточными механизмами, был смонтирован прямо на переднем колесе.

Эта поразительная конструкция, изумлявшая насмешливых парижан, весила несколько тонн. Несмотря на размеры котла, мощность двигателя составляла не больше 1,47 кВт, то есть двух лошадиных сил. К тому же давление пара очень быстро падало, и через каждые 15 минут приходилось заново разжигать топку. На это уходило примерно столько же времени, сколько и для запуска машины.

Что же касается скорости, то она составляла… 2,5 мили в час. Иными словами, машину Никола Кюньо способен был обогнать любой пешеход. Нетрудно представить, сколько язвительных насмешек довелось услышать изобретателю во время испытаний…

И тем не менее французскому артиллерийскому офицеру Кюньо удалось сделать главное: он первым в мире построил машину, способную двигаться самостоятельно. И не только двигаться, но и перевозить тяжелые грузы.

Несмотря на тихоходность, управлять «паровой телегой» было очень тяжело из-за ее огромного веса. Во время очередной испытательной поездки машина потерпела аварию, котел упал и взорвался с оглушительным грохотом, перепугавшим окрестные кварталы.

Изобретатель построил еще одну «телегу», однако вскоре опыты пришлось прекратить. У машины было слишком много очевидных недостатков, чтобы ее можно было использовать на практике.

Но к чести французов, они быстро поняли, что детище артиллерийского офицера Никола Кюньо вполне достойно того, чтобы о нем знали и помнили потомки. И когда в Париже еще в XVIII веке было учреждено «хранилище машин, инструментов, моделей, рисунков, описаний и книг по всем видам искусств и ремесел», причудливая конструкция с вынесенным далеко вперед паровым котлом заняла там свое место.

А сегодня ее можно увидеть в парижском Национальном техническом музее, где собраны самые дорогие французскому народу памятники техники: например, похожий на хрупкую игрушку самолет, на котором в 1909 году смельчак Луи Блерио впервые перелетел через Ла-Манш…

Comments are closed.