Паровая машина встанет на рельсы?

5656555565

А как в это время решалась «паровая» транспортная проблема на суше?

Несмотря на первую неудачу с повозкой построенной французским артиллерийским офицером Никола Кюньо, к концу XVIII — началу XIX веков у изобретателей не было сомнений: в конце концов паровая машина обязательно встанет на колеса — и первая в мире «безлошадная повозка» станет реальностью. Однако для этого предстояло решить немало очень сложных проблем.

Во-первых, паровой двигатель достаточно тяжел. Во-вторых, в топку надо постоянно подбрасывать топливо, чтобы греть паровой котел, и это в условиях постоянного движения экипажа. Немало было и других обязательных условий, с которыми далеко не каждый инженер мог бы справиться.

Первым, кто попытался разрешить все проблемы, был помощник самого Джеймса Уатта — изобретатель Ричард Тревитик. Начиная с 1797 года он мастерил модели паровых повозок, нащупывая наилучшие решения, а в 1801 году построил первую действующую конструкцию.

Но она не удовлетворила изобретателя, и он построил еще несколько, прежде чем решился перевезти первых пассажиров. Успешные испытания прошли в 1802-1803 годах в Корнуэлле и Лондоне. Однако, справившись с техническими трудностями, Ричард Тревитик столкнулся с трудностями другого рода.

Лондонцы побаивались непривычной, дышащей паром машины и предпочитали старые добрые экипажи на конной тяге. Поэтому вместо прибыли, на которую он рассчитывал, Тревитик понес немалые убытки. Да и вообще судьба талантливого изобретателя оказалась несчастной.

Когда паровая повозка Тревитика была с успехом опробована на практике, Джеймс Уатт счел, что это наносит вред его интересам, и начал со своим бывшим помощником долгую судебную тяжбу. В конце концов Тревитику пришлось оставить опыты с паровой повозкой. Тогда он построил первый в мире локомотив (от латинских «loco moveo» — «сдвигаю с места»), предназначавшийся для перевозки по рельсам шахтных вагонеток с углем. Но испытания, проходившие в 1804 году в одном из горняцких поселков под Ньюкаслом, показали, что машина слишком тяжела и не

может использоваться. А на усовершенствование локомотива у Тревитика уже не было средств, и в конце концов он полностью разорился.

Умер изобретатель в полной нищете.

На испытаниях в 1804 году присутствовал еще один английский изобретатель — Джордж Стефенсон. Ему-то и суждено было 10 лет спустя создать вполне надежную и работоспособную конструкцию рельсового локомотива для угольных шахт. Паровоз Стефенсона был способен перевозить 30 тонн угля со скоростью около 6,5 км/ч. По тем временам это было огромное достижение.

Заслуги Стефенсона перед человечеством еще более велики: по сути, именно он и стал создателем нового вида транспорта — железнодорожного.

К началу XIX века рельсы использовались уже не только на шахтах и рудниках, где они были известны несколько столетий, но и в городах. По ним передвигались конные повозки, перевозящие грузы и пассажиров (понятно, что катить тяжелую поклажу по рельсам куда легче, чем по земле). В 1821 году английский парламент рассматривал вопрос о постройке рельсового пути между городами Стоктон и Дарлингтон. Эксплуатировать его предусматривалось «силой людей и лошадей или любым иным способом».

По этому-то рельсовому пути и пустил свой локомотив Джордж Стефенсон, убедив всех, что лучшей тяговой машины не найти. И в истории навсегда осталась дата: 27 сентября 1825 года, когда от Стоктона к Дарлингтону прошел самый первый поезд! Перед поездом поначалу скакал всадник с флагом, но вскоре ему пришлось сойти с пути, поскольку Стефенсон, сам ведущий локомотив, развил скорость свыше 25 км/ч.

Надо сказать, что Стефенсон очень серьезно отнесся к строительству и самого рельсового пути между этими городами. Для вагонеток в шахтах рельсы обычно прокладывали как придется. Стефенсон же для своего локомотива уложил их на тщательно выровненной поверхности, укрепленной камнями.

У великого изобретателя есть и другие заслуги, не менее яркие. Именно он основал в Ньюкасле первый паровозостроительный завод. Локомотивы, которые он продолжал совершенствовать, становились все лучше, быстрее и надежнее. В 1В30 году на новом железнодорожном пути между городами Манчестер и Ливерпуль паровоз, названный изобретателем «Ракетой», развил скорость до 50 км/ч. В конструкции впервые было применено хитроумное новшество: раскаленные газы от топки шли по трубам, опоясывающим паровой котел, и отдавали ему дополнительное тепло. А железнодорожный путь впервые лег на каменные опоры — прообраз теперешних бетонных шпал — и прошел по мостам и виадукам. Так что нет никакого преувеличения: именно Джордж Стефенсон поставил паровоз на рельсы.

Новое техническое чудо — паровая железная дорога — быстро завоевывало мир. Стефенсон лично участвовал в разработке новых железнодорожных линий и в Англии, и за границей. Паровозы, построенные им, экспортировались в Бельгию, Францию, Германию, США.

Comments are closed.