Паровоз едет…под городом

53629-2560x1600

И еще одну заслугу старой доброй паровой машины, а точнее паровоза, нельзя не вспомнить. Нам сегодня это очень трудно представить, однако именно паровозы вели первые составы городской подземки — метро. К слову, и само строительство метро — немалое техническое достижение, о котором тоже, конечно, стоит рассказать подробнее.
Родина подземки — Лондон. В 1860 году к строительству первого в мире метро приступила «Столичная железнодорожная компания», а руководили работами инженеры Дж. Фоулер и В. Бэкер. К тому времени разросшаяся столица Великобритании уже задыхалась от огромного количества конных повозок — кэбов и омнибусов, — с трудом разъезжавшихся на узких улицах. На перекрестках возникали огромные пробки, строго определенных правил движения еще не существовало, между тем с ростом самого Лондона и конных экипажей в нем становилось все больше. Так что новый и невиданный прежде вид городского транспорта пришелся как нельзя кстати.
Но родилась идея метро, конечно, не на пустом месте. Ко второй половине XIX века человек умел строить не только железные дороги, но и прокладывать туннели. А о том, что давно существовал и самый настоящий прообраз метро — вагонетки на рельсах, вывозящие уголь из штреков шахт, — забывать не надо. Словом, пусть и трудоемкой была задача, которую поставили перед собой английские инженеры, однако вполне разрешимой.
Но когда работы начались всерьез, их едва не пришлось сворачивать. Как только могли, им мешали владельцы кэбов, омнибусов и другого наземного транспорта. Это была все та же конкурентная борьба за пассажира, в которой все средства хороши. Стоит припомнить, что именно она уже погубила английские паровые дилижансы. У противников метро тоже нашлись союзники в правительстве, в итоге деятельность «Столичной железнодорожной компании» была ограничена и поставлена в тяжелые финансовые условия.
И все же в 1863 году лондонская подземная железная дорога с несколькими станциями была открыта. Длина ее составляла всего-навсего 3,6 километра. Но это была именно железная дорога, только проложенная в туннеле неглубоко под землей, — с вагонами, стрелками, семафорами и пыхтящими паровозами. На подземных станциях стояли клубы паровозного дыма, а по туннелям гулко разносились паровозные гудки.
Конечно, первая линия метро серьезной конкуренции наземному транспорту еще не составила. Поначалу лондонцы покупали билеты на подземные поезда, пожалуй, больше из любопытства. Но все очень быстро оценили и удобство, и скорость новинки.
Практичные американцы почти сразу же стали строить метро в Нью-Йорке. Заокеанская подземка открылась в 1868 году. Европейские страны заметно поотстали. Только в 1896 году поезда с пассажирами пошли под Будапештом, а в 1898 году — под Веной. Парижское метро было открыто в 1899 году — это событие приурочили к проходящей тогда во французской столице очередной Всемирной выставке.
Что же касается Лондона, там в 1870 году появилась вторая линия, потом еще две. В 1884 году все участки подземной дороги были соединены в кольцо, станций было уже 27. Два года спустя принялись за строительство первой ветки в туннеле глубокого залегания: дело в том, что как раз к тому времени появились новые технические средства — так называемый проходческий щит Грейтхеда с камерой сжатого воздуха, — что позволило вести работы в водоносных грунтах.
На новых, лежащих глубоко под землей станциях лондонского метро впервые появились чудо-лестницы — эскалаторы. И еще одно важное для всего подземного транспорта событие связано именно с этой веткой, соединившей Сити с южным Лондоном: в 1890 году по ней впервые пошли поезда метро на электрической тяге. Ток поступал в двигатели по третьему дополнительному рельсу. Этот технический принцип, видоизменившись, используется и по сей день.
Почему в метро паровую тягу поспешили заменить на электрическую, догадаться нетрудно: ездить глубоко под землей в клубах паровозного дыма и копоти не слишком-то приятно. Словом, в метро век пара завершился в 1890 году…
Не все знают, что уже в самом начале XX века существовал детальный проект первой линии московского метро, но он так и не был воплощен в жизнь. Почему же так случилось?
Автором проекта внеуличных железных дорог большой скорости в городе Москве был инженер П. И. Балинский. 18 сентября 1902 года он выступал в московской городской думе, где собрались именитые купцы, крупные инженеры, директора банков. «Только пять городов на земном шаре с населением, превышающим миллион человек, — говорил инженер с трибуны, отстаивая свой проект, — не имеют до сих пор метрополитена: Петербург, три китайских города и Москва…»
По проекту первая линия московского метро должна была пройти от Замоскворечья до нынешней площади Белорусского вокзала. На Красной площади и на Сенной (ныне Пушкинская площадь) поезда должны были выходить из туннелей на открытые эстакады. Метро могло принести немало пользы городу, разгрузив его центр с узкими и довольно запутанными улочками.
Однако «отцы города» не решились вложить деньги в столь необычное тогда дело, как подземная железная дорога. Проект инженера Балинского отклонили. В 1913 году в московскую думу поступили еще несколько проектов, но вскоре началась Первая мировая война, затем в России произошла революция, потом снова была война, теперь гражданская…
Словом, только в 1935 году открылась первая линия московского метро, и голубые вагоны пошли по первой линии от станции «Парк культуры» до «Сокольников».

Comments are closed.