Как соревновались Даймлер и Бенц?

Первый мотоцикл. 1885 г.

Первый мотоцикл. 1885 г.

Заслуга дальнейшего совершенствования двигателя внутреннего сгорания во многом принадлежит немецкому изобретателю Готлибу Даймлеру, работавшему совместно с другим изобретателем — Вильгельмом Майбафхом. Даймлер сумел создать конструкцию, способную работать не только на газе, но и на жидком топливе. Но справедливости ради надо сказать, что трудились над этой проблемой и многие другие изобретатели, например соотечественник Даймлера Карл Бенц.
Мечта о новом совершенном двигателе овладела Готлибом Даймлером еще в юности, когда он учился в Высшем политехническом училище в Штутгарте. Затем молодой инженер работал в Эльзасе и на английских машиностроительных заводах. Он внимательно следил за всеми техническими новинками. Хорошее знание английского и французского языков давало молодому Даймлеру доступ к специальной технической литературе.
В поисках наиболее подходящего топлива для своего двигателя Даймлер остановил внимание на сырой нефти и продуктах ее перегонки. Для того чтобы глубже постичь этот процесс, молодой инженер даже совершил в 1881 году длительную поездку в Россию.
Дело в том, что еще в 1875 году русский химик Александр Александрович Летний впервые обнаружил, что при температуре выше 300 градусов тяжелые нефтяные остатки частично разлагаются на более легкие продукты: керосин, бензин, газы. После 1879 года по проектам А. Летнего и под его руководством в России были построены несколько заводов, где сырая нефть перегонялась через раскаленные железные трубы в керосин и бензин.
Именно бензин оказался тем самым топливом, которое искал для своего двигателя Даймлер. Бензин испаряется при низкой температуре, быстро и полно сгорает, его удобно транспортировать в специальных бочках-цистернах.
В 1882 году конструкция первого двигателя Даймлера уже была окончательно опробована. Он мог работать как на газе, так и на бензине. Но все последующие конструкции даймлеровского двигателя внутреннего сгорания уже были рассчитаны исключительно на жидкое топливо. Некоторые из них имели два цилиндра» некоторые — один.
Как бы то ни было, в историю техники золотыми буквами вписана следующая строка: в 1883 году немецкий конструктор Готлиб Даймлер совместно со своим помощником Вильгельмом Майбахом создал двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине.
Показатели этого двигателя были существенно лучше, чем у газовых предшественников. Частота вращения вала достигала 15 Гц (900 оборотов в минуту) — в 5 раз больше, чем у двигателя Отто. Мощность, считая на 1 литр рабочего объема цилиндра, была вдвое больше. Да и чисто конструктивно двигатель Даймлера — Майбаха был совершеннее.

Подвижные части двигателя закрывал специальный кожух (картер), заполненный смазочным маслом. Водяная система охлаждения осуществлялась через радиатор с металлическими пластинами – ребрами. Для пуска двигатель был снабжен удобной заводной рукояткой.
Такой двигатель, запатентованный конструкторами, был уже полностью готов к тому, чтобы использоваться на колесных машинах. Чтобы испытать его в работе, Даймлер установил двигатель на двухколесный деревянный велосипед. Так и появился на свет первый в мире мотоцикл.
29 августа 1885 года Даймлер получил на эту конструкцию патент. Изобретение именовалось «повозкой для верховой езды с керосиновым двигателем». 10 ноября 1885 года изобретатель оседлал свою «повозку», чтобы впервые проехать на ней по улицам маленького городка Бад-Канштатт неподалеку от Штутгарта, вызвав немалое удивление прохожих.
Идея поставить бензиновый двигатель на четырехколесную повозку посетила Даймлера не сразу. До этого он опробовал возможности своих моторов на лодке, железнодорожной дрезине, дирижабле и даже в качестве привода к пожарному насосу.
И все-таки главным техническим творением Готлиба Даймлера стала повозка с двигателем внутреннего сгорания. Это и был первый в мире четырехколесный автомобиль, запатентованный изобретателем в 1886 году.
А чуть раньше чем Даймлер, но в том же 1886 году другой немецкий изобретатель, Карл Бенц, живший в соседнем от Бад-Канштатте городе Маннгейме, запатентовал построенный им «экипаж с газовым двигателем», причем двигатель он тоже разработал сам, совершенствуя все тот же газовый мотор Этьена Лену- ара. Строго говоря, Бенц, немного опередив Даймлера, построил первый в мире автомобиль, хоть и не на четырех, а на трех колесах.
Тут стоит напомнить, что к этому времени уже существовали работоспособные конструкции машин на паровом ходу, и в возможности пара продолжали верить очень многие люди. Строили и автомобили с электродвигателями. И вот вызов этим вполне приличным конструкциям осмелилась бросить нелепая, чадящая, стреляющая бензиновыми выхлопа-
ми повозка. Но именно ей в конце концов и суждено было одержать победу в долгом техническом соревновании.
Ну а кого все-таки считать первым изобретателем автомобиля Готлиба Даймлера или Карла Бенца? Принято считать и того, и другого, ведь свои двигатели и свои моторные повозки они построили практически одновременно. Правда, Бенцу патент выдан чуть раньше, зато Даймлер первым сделал четырехколесный автомобиль и к тому же первым поставил бензиновый мотор на двухколесную машину.
Словом, именно 1886 год стал годом рождения машины с двигателем внутреннего сгорания  автомобиля, создали который немецкие изобретатели Даймлер и Бенц.
Но, как это часто бывает с великими изобретениями, на авторство в свое время претендовали… еще добрых четыре сотни изобретателей. Притязания большинства из них весьма сомнительны, но нескольким все же удалось оставить в истории автомобиля свой след. И кто знает, кого мы считали бы истинным автором машины с двигателем внутреннего сгорания, сложись их судьба по-иному.

Comments are closed.