Авиация — модное увлечение

Бомбардировщик «Илья Муромец»

Бомбардировщик «Илья Муромец»

В 1908 году Уилбер Райт погрузил биплан на пароход и отправился через океан, чтобы продемонстрировать свое изобретение европейцам. Но к тому времени аэроплан собственной конструкции уже появился и во Франции. Сконструировал его бразилец по происхождению Альберто Сантос-Дюмон.
Ничего удивительного в этом нет: время самолета с бензиновым двигателем пришло, и над его созданием работали независимо друг от друга разные люди. Ведь точно так же недавно было и с автомобилем, а когда-то и с паровой машиной. Но конструкция Сантоса-Дюмона сильно уступала райтовскому биплану. Максимальным ее достижением был полет всего на 220 м. Машина поднималась лишь чуть выше крыш, плохо подчинялась рулям управления и могла летать лишь при полном безветрии.
Неудивительно, что показательные полеты Уилбера Райта произвели во Франции сенсацию. Его биплан поднимался на высоту до 50 метров и выписывал в воздухе изящные восьмерки. Аэропланы братьев Райт пожелали купить многие люди. А король Испании Альфонс XIII даже брал у Уилбера уроки пилотирования. ..
Так братья Райт стали знаменитыми. Они основали крупную компанию по производству аэропланов с акционерами не только в США, но и в Англии, Франции, Германии.
И тем не менее следующие важные страницы в историю авиации суждено было вписать уже не им, а французским изобретателям и пилотам. Но верное направление подсказали им, конечно, именно Уилбер и Орвилл Райт.
Увлекся воздухоплаванием известный автогонщик Анри Фарман. На одном из своих аэропланов он впервые использовал элероны — небольшие поверхности, крепившиеся к концам крыльев на шарнирах. Отклоняя элероны с помощью системы тяг и рычагов вверх или вниз, Фарман накренял машину в ту или иную сторону. Таким образом он использовал райтовскую идею изменения обтекания крыльев, но делал это более простым и надежным способом.
А богатый промышленник Луи Блерио начал строить самолеты с одним крылом — монопланы. В 1909 году он приобрел славу национального героя Франции, впервые перелетев через пролив Ла-Манш.
10-е годы XX века стали временем повального увлечения летательными аппаратами тяжелее воздуха. Появились специальные школы, где желающие учились управлению аэропланом. Одну из них основал в Париже Анри Фарман. Богатые фабриканты в рекламных целях обещали пилотам баснословные призы за те или иные достижения. И разумеется, состязались не только пилоты, но и конструкторы. Все совершеннее и надежнее становились и сами аэропланы, и их двигатели.
Вот что писал российский журнал «Техника воздухоплавания» в 1912 году: «В каких- либо 5 лет аэроплан, бывший так недавно простой игрушкой, прыгавшей на расстояние нескольких метров, превращается в летательную машину, поднимающуюся до 4 тысяч метров и пролетающую безостановочно более 8 часов и более 800 километров».
А как и когда стала развиваться наша, российская авиация? Уже в 1909-1910 годах во Франции стало учиться летному мастерству немало русских, например борец Иван Заикин и велогонщик Михаил Ефимов. К этому времени на российской земле, а точнее в Одессе, появился и первый аэроплан системы Фармана. На нем 8 марта 1910 года Михаил Ефимов совершил над Одессой первый показательный полет.
В 1910-1911 годах другой русский летчик, Сергей Уточкин, совершил целую серию полетов над многими русскими городами, в том числе и над Москвой. К этому времени в России появились и собственные авиаконструкторы: Я. М. Гаккель, С. В. Гризодубов, И. И. Сикорский. Особенно много сделал для авиации Игорь Сикорский, создатель первых в мире тяжелых многомоторных самолетов «Русский витязь» и «Илья Муромец». Судьба сложилась так, что позже Сикорский работал в Соединенных Штатах Америки, где конструировал не только самолеты, но и вертолеты.

Comments are closed.