Один над океаном

biggy

Первое свое путешествие через океан самолет совершил на пароходе, когда Уилбер Райт решил продемонстрировать свое изобретение европейцам. Пришло время — и крылатая машина отважилась преодолеть Атлантику, как и положено самолету, по воздуху.
Об  этом первом полете обязательно надо рассказать подробнее, ведь в далеком 1927 году  это событие потрясло мир примерно так же, как полет Гагарина и первая высадка человека на Луну.
Впрочем, в первые десятилетия истории авиации один дерзкий рекорд следовал за другим. Национальным героем Франции стал смельчак Луи Блерио, отважившийся первым отправиться в полет над Ла-Маншем — проливом, разделяющим Англию и Францию. А ведь в ту пору человек, по сути дела, только- только научился даже не летать, а скорее приподниматься над землей. В 1913 году российский пилот Петр Нестеров совершил рекордный перелет Киев-Одесса-Севастополь. В том же году Нестеров впервые выполнил в воздухе знаменитую «мертвую петлю»…
Однако первый перелет через Атлантику, который в 1927 году совершил без посадки американский пилот Чарлз Линдберг, показался миру событием фантастическим. Даже представить было страшно — безбрежный океан и крошечный самолет над ним с летчиком-одиночкой в кабине. Как можно вести самолет много часов подряд не смыкая глаз? Хватит ли топлива на такой сверхдальний рейс? Что случится, если над океаном заглохнет мотор? Однако если уж быть полностью справедливым, надо сказать, что Линдберг был не первым, кто решился на такой полет…
Почти сразу после того, как закончилась Первая мировая война, в 1919 году лондонские газеты «Таймс» и «Дейли Мейл» назначили приз в 10 тысяч фунтов стерлингов первому авиатору, который пролетит над Атлантическим океаном — безразлично, в каком направлении, — меньше чем за 72 часа. Вызов приняли два английских пилота Джон Алькок и Артур Браун. 14 июня они вылетели с острова Ньюфаундленд близ побережья Северной Америки на двухмоторном самолете.
В полете не все складывалось благополучно: на высоте 2600 метров и при скорости 160 км/ч Брауну пришлось несколько раз выбираться на крылья и ножом счищать лед с элеронов. Вдобавок, долетев до Ирландии, пилоты посадили самолет… в болоте, приняв его с высоты за вполне подходящую зеленую
площадку. Однако свой приз они получили, совершив перелет за 16 с небольшим часов.
И все-таки первопроходцем по праву считается именно Чарлз Линдберг. Почему? Да потому, что Алькок и Браун пересекли, по большому счету, не всю Атлантику: ведь остров Ньюфаундленд — это еще не континент Северная Америка, да и Ирландия тоже расположена на острове, а не на самом европейском континенте. Линдберг же вылетел из Нью-Йорка и приземлился в Париже. А вдобавок он совершил свой рекордный перелет в одиночку. Безусловно, на это потребовалось больше мужества, да и выносливости, ведь он вел самолет, не сомкнув глаз, больше 33 часов.
Начинается же предыстория этого полета с того, что в том же 1919 году, когда над Атлантикой летали Алькок и Браун, еще один приз для авиатора, «который совершит беспосадочный перелет из Парижа в Нью-Йорк или в обратном направлении», учредил американский миллионер Раймон Ортег.
Однако поначалу такая задача казалась слишком дерзкой, и первые претенденты на приз объявились только в 1925 году. Но время шло, а их полеты все откладывались. В 1927 году заявку на участие подал американский пилот Чарлз Линдберг, живший в городе Сент-Луисе штата Миссури. Ему исполнилось тогда всего 26 лет.
Несмотря на молодость, он был уже настоящим асом. Летать его научил инструктор летной школы. За 500 долларов Линдберг купил списанный военный самолет и стал выступать на авиационных «ярмарках», которые в ту пору пользовались в Америке огромной популярностью. Пилоты показывали собравшимся зрителям фигуры высшего пилотажа, совершали показательные прыжки с парашютом, поднимали в воздух за определенную плату каждого желающего. Здесь-то и оттачивалось летное мастерство Линдберга. Чтобы попытать счастья в полете над Атлантикой, Линдбергу, понятно, нужен был другой самолет. За 10 тысяч долларов, одолженных у друзей, он купил одномоторный самолет с размахом крыльев чуть больше 11 метров. Он был сделан из дерева, обтянутого полотном, и производил неважное впечатление. Поэтому в успех молодого пилота мало кто верил. Тем более что буквально накануне где-то в Атлантике пропали без вести два француза, вылетевшие в Нью-Йорк из Парижа. Как и где они погибли — навсегда осталось неизвестным.
Бесспорно, затея Линдберга была в большой мере авантюрной. Он очень сильно рисковал. Стоило единственному мотору заглохнуть — и его тоже ожидала гибель в океане. К тому же купленный им самолет после установки дополнительных баков с горючим оказался явно перегруженным. С собой в кабину пилот смог взять лишь немного воды и несколько банок консервов. Вдобавок ко всему накануне старта, намеченного на утро 20 мая 1927 года, в Атлантике разыгрался шторм, на побережье шел дождь и дул сильный ветер. Все уговаривали Линдберга оставить безумную затею или хотя бы отложить до наступления хорошей погоды. Но он взлетел в назначенное время, в 7    часов 40 минут, причем перегруженная машина с большим трудом оторвалась от земли только в самом конце взлетной полосы и ушла в серую пелену тумана.
А вот сам полет оказался на удивление благополучным. Правда, время от времени на большой высоте самолет покрывался ледяной коркой, и приходилось опускаться вниз, почти к воде, и ждать, пока теплый воздух растопит лед. Целый день самолет летел по точно выверенному курсу. Однако ночью Линдберга подстерегала другая опасность — его стало неудержимо клонить ко сну. Иной раз, чтобы глаза не закрылись, ему даже приходилось держать веки пальцами.
К утру он пролетел 3,5 тысячи километров, преодолев больше половины пути. Мотор работал ровно, без перебоев. Чем ближе была конечная цель, тем бодрее чувствовал себя пилот. Однажды он даже себе позволил дерзкую выходку: заметив внизу судно, он облетел его кругом и привел в замешательство капитана, выкрикнув: «В какой стороне Ирландия?»
Уже подлетая к Парижу, Линдберг думал о том, что ему надо будет сделать сразу после приземления: попросить у начальства аэродрома Ле Бурже ангар для своего самолета и позвонить в американское посольство, чтобы для него подыскали не очень дорогую гостиницу. Он даже не подозревал, какая встреча ожидает его на земле.
Французское радио сообщало о его приближении всей стране. Сначала пролетающий самолет Линдберга увидели жители Ирландии, потом английского города Плимут, затем обитатели французских городков по берегам Сены. К 10 часам вечера на аэродроме Ле Бурже
собралась стотысячная толпа восторженных парижан. Они сумели прорвать все полицейские заслоны и выбраться прямо на летное поле. Когда показался самолет, в воздух взлетели шляпы и дамские сумочки. Одним из первых молодого американского пилота приветствовал на земле Луи Блерио, тот самый смельчак-француз, что восемнадцатью годами раньше первым пересек пролив Ла-Манш…
Полет Чарлза Линдберга завершился 21 мая 1927 года в 22 часа 22 минуты по парижскому времени. Он продолжался 33 часа 42 минуты. А на следующий день на молодого американца, которого поселили в лучшей гостинице Парижа, обрушилась оглушительная слава. Франция наградила его орденом Почетного легиона — высшей наградой страны. Америка присвоила ему звание полковника военно- воздушных сил. Семнадцатью орденами отметили его подвиг другие страны. На имя Линдберга поступили 300 тысяч поздравительных телеграмм и 3 миллиона писем. Само собой разумеется, получил он и премию, учрежденную миллионером Раймоном Ортегой, в 25 тысяч долларов.
Но надо полагать, высшей наградой для Линдберга, истинного авиатора, было создание того, что он первым проложил воздушную дорогу между двумя континентами. Его полет доказал, что самолеты способны совершать беспосадочные полеты над Атлантикой, а значит, доставлять почту и пассажиров. Без всякого преувеличения, Чарлз Линдберг начал новую эпоху в истории авиации.

Comments are closed.