Пуля-дура, штык — молодец?

Ружьё и штык

Ружьё и штык

Какими же были боевые характеристики оружий того времени? Оказывается, ружейная пуля весом 33 г, выпущенная при воспламенении заряда в 11 г черного дымного пороха, на дистанции 43 м пробивала добрую дюжину кирас и оставляла солидные вмятины еще на пяти! Замечательное достижение, да только скорострельность при этом не превышала одного выстрела в минуту. А раньше она была еще ниже. Не зря же в конце XVI века мушкетеров и аркебузеров ставили в один строй с вооруженными копьями пикинерами, которые прикрывали их, пока те перезаряжали свои ружья. Позднее стрелков стали оснащать ножами и кинжалами с круглыми и узкими рукоятками, которые вставлялись в дула ружей, преобразуя огнестрельное оружие в холодное.

Так, в XVII веке многие европейские армии имели подразделения пехотинцев, вооруженных гладкоствольными ружьями с прикрепленными к стволам штыками. Причем со временем штыку отыскали более подходящее место рядом со стволом, но в стороне от мушки, чтобы не мешал прицеливаться и стрелять. Такая система сохранилась до наших дней. Тем не менее, как говорят, знаменитый наш полководец генералиссимус А. В. Суворов не любил стрельбу на поле боя. Известную поговорку, что «пуля дура, а штык молодец», приписывают именно ему. Но почему блестящий военачальник вдруг проявил себя таким ретроградом? Оказывается, на то были особые причины. Во времена Суворова ружья в армии, как уже говорилось, в большинстве своем были гладкоствольными. Да и те вопреки предупреждению лесковского Левши: «Англичане ружья кирпичом не чистят» продолжали чистить именно с помощью порошка из толченого кирпича. А при такой чистке диаметр ствола постепенно увеличивался. И пуля при выстреле свободно болталась в нем, что приводило как к малой дальности стрельбы, так и плохой меткости. Кроме того, ружья были однозарядными, и для того, чтобы зарядить такой ствол заново, требовались немалая сноровка и довольно много времени. Наконец, после выстрела все пространство вокруг стрелка застилало облако густого белого дыма, увидеть что-либо сквозь который было весьма затруднительно. Самого же стрелка такое облако демаскировало отменно.

Понятно, что в таких условиях о сколько-нибудь эффективной стрельбе говорить не приходилось. Пули зачастую летели куда попало, «в белый свет, как в копеечку», а вовсе не в цель. Именно поэтому во времена Суворова стрелки, идя в атаку, при сближении с противником производили один-два залпа, а потом бросались в штыковую атаку, воткнув в дуло своего ружья деревянную или костяную ручку особого штыка багинета. Название это происходит от искаженного французского слова «байонет» штык. Впервые такие штыки появились во Франции в 40-х годах XVI века, а оттуда через Польшу перекочевали и в Россию. А поскольку наши солдаты в рукопашной обычно превосходили воинов зарубежных армий, то Суворов и уповал больше на штык, чем на пулю.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *