Рождение радио

images

Технические чудеса, основанные на электромагнитных явлениях, одно за другим продолжали входить в обиход. К концу XIX века отправка телеграммы в другой город или телефонный разговор стали для многих людей привычными вещами. Больше того: по телефону уже можно было не только вести разговор, получать деловую информацию, но и… наслаждаться музыкой.

В 1882 году, например, петербургские газеты сообщали о том, что по телефонной линии состоялась трансляция оперы «Русалка» из Мариинского театра. Правда, пока лишь 15 абонентов смогли послушать оперу, не выходя из дома. А год спустя венгерский инженер Т. Пушкаш организовал в Будапеште «Телефонную газету». Каждые полчаса редакция сообщала своим подписчикам городские новости и биржевые курсы.

Все больше и больше земной шар опутывался телеграфными и телефонными проводами. Подводные кабели, как мы уже знаем, связали между собой Европу и Англию, чуть позже — Европу и Америку, Америку и Австралию…

Но никто, даже в самых смелых мечтах, и представить себе не мог, что уже грядет час еще более великого чуда, которое позволит для связи между городами и странами обходиться и вовсе без проводов. Ведь этого не смог сделать даже такой гений научного предвидения, как сам Жюль Верн.

В романе «Из пушки на Луну» один из его героев, например, говорит: «Как нам не пришло в голову прицепить к снаряду проволоку! Мы могли бы обмениваться с Землей телеграммами!» В другом, более позднем романе «Плавучий остров» жители громадного острова-корабля время от времени узнают о происходящем в мире опять-таки с помощью проводов: на поверхности океана разбросаны сотни буев, на которых закреплены концы электрических кабелей. И подходя то к одному, то к другому, этот путешествующий по волнам город получает очередную порцию информации.

Но для самих ученых и изобретателей, создателей радио, а о нем, понятно, и идет речь, появление нового вида связи оказалось, разумеется, далеко не случайным: оно было подготовлено целым рядом последовательных открытий. И делая следующий шаг, каждый из исследователей опирался на работы предшественников.

Волны, открытые Герцем и предсказанные Максвеллом, теперь называются электромагнитными волнами. Немецкому физику Генриху Герцу удалось построить два прибора — вибратор, испускающий эти волны, и резонатор, позволяющий их обнаруживать. Однако о практическом применении своего открытия Герц еще не думал, ведь связь между вибратором и резонатором действовала лишь на очень близком расстоянии.

Этим и занялся русский ученый Александр Степанович Попов, выпускник Петербургского университета. В 1883 году он стал преподавателем электротехники в Минной школе и в Минном офицерском классе Кронштадта, получив таким образом возможность для систематической научной работы в первоклассно оснащенных для того времени кронштадтских лабораториях. С российским флотом была связана судьба многих выдающихся русских ученых — вот и Александр Степанович был в их числе…

Об опытах Генриха Герца он прочитал в 1888 году. Познакомился и с работами французского физика Э. Бран ли и англичанина О. Дж. Лоджа, также экспериментировавших с радиоволнами. И несколько последующих лет разрабатывал собственную конструкцию аппарата для беспроволочной радиосвязи.

Знакомясь с ним в наши дни, поражаешься: как же мало похож приемник Попова на современную радиоаппаратуру! Состоял он из стеклянной трубки с металлическими опилками, электрического звонка и электрического реле. Ничего этого в теперешних приемниках нет, остались только впервые предложенные Поповым антенна и заземление.

Когда электромагнитные волны попадали на антенну, намагнитившиеся железные опилки слипались, и сопротивление их уменьшалось. От этого возрастал ток, протекающий от электрических батарей к обмотке реле. Реле срабатывало и включало звонок. Молоточек звонка, отскакивая от чашки, ударял о стеклянную трубку и встряхивал опилки. Если волны продолжали поступать на антенну, все повторялось сначала. Когда они прекращались, опилки переставали слипаться, и звонок умолкал…

Такой аппарат и был впервые продемонстрирован изобретателем 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества.

Правда, справедливости ради надо сказать, что собравшимся был показан тогда только один приемник. Время от времени звонок звонил, но реагировал он лишь на разряды атмосферного электричества. Ведь молния — это сверхмощный радиопередатчик. Поэтому и получил первый приемник А. С. Попова название «грозоотметчика».

А год спустя существовали уже и приемник, и передатчик: заменив электрический звонок обычным телеграфным аппаратом, изобретатель получил возможность передавать и принимать с помощью радиосигналов азбуку Морзе — точки и тире, — которые автоматически записывались на бумажную ленту. Тогда и полетела в эфир первая в мире радиограмма.

Именно Александр Степанович Попов в 1896 году осуществил первую в мире беспроволочную радиопередачу. А вот все ли знают, каким был текст этой первой радиограммы, переданной на расстояние всего в 250 метров — из здания химической лаборатории Петербургского университета в физический кабинет? Состоял он, оказывается, всего из двух слов: «Генрих Герц». Тем самым русский изобретатель отдал дань уважения немецкому физику, открывшему в 1887 году электромагнитные волны, распространяющиеся со скоростью света, и доказавшему справедливость гипотезы об их существовании другого исследователя — англичанина Джеймса Максвелла…

Уже в следующем, 1897 году дальность беспроволочного телеграфа превысила 5 километров. Опыты проводились поначалу на кораблях близ Кронштадта. Затем радиосвязь была установлена между островами Гогланд и Кутеало в Финском заливе, отстоящими друг от друга на 45 километров. В 1899 году радиосвязь использовали для оказания помощи броненосцу «Генерал-адмирал Апраксин», севшему на мель у острова Гогланд. Радио входило в жизнь!

Конечно, ему предстояло в дальнейшем сильно видоизмениться и усовершенствоваться. Со временем научились люди передавать в эфир не только точки-тире, но и человеческий голос, и музыку. Изобрели радиолампы, усиливающие и преобразующие электромагнитные колебания, а в конце концов — транзисторы, вызвавшие настоящую революцию в радиотехнике…

Немало сделал для совершенствования радиоаппаратуры итальянский изобретатель Гульельмо Маркони. Шел он тем же путем, что и А. С. Попов, разработал аппаратуру, схожую с конструкцией русского изобретателя, но чуть позже. Однако ему удалось привлечь крупных промышленников и организовать в Англии «Компанию беспроволочного телеграфа и сигналов». Она занялась усовершенствованием, производством и практическим применением радиоаппаратуры.

В 1899 году Маркони осуществил радиосвязь через пролив Ла-Манш, 2 года спустя — через Атлантику. С 1901 года радиопередатчиками стали оборудоваться морские суда, а в 1910 году пароход «Тенесси» получил по радио прогноз погоды из Калифорнии, находясь от нее на расстоянии в 7,5 тысяч километров…

Ну а когда это великое чудо — радио — пришло в дома к обыкновенным людям, когда появилась возможность узнавать с его помощью новости, слушать музыку, репортажи о спортивных состязаниях?

Оказывается, еще в 1919 году у нас в России Нижегородская радиолаборатория передавала в эфир первые радиоконцерты. С 1920 года регулярные радиопередачи начала в американском городе Питсбурге компания «Вестингауз». Лондонская фирма «Маркони» отстала от нее на 2 года. В том же 1922 году начала работу студия «Радио Пари», а передающей антенной для нее служила знаменитая Эйфелева башня. Практически одновременно открылись радиостанции в Германии, Бельгии, Японии и еще в двух десятках стран…

В общем, так и хочется сказать, и не в переносном, а прямом смысле слова, что великое изобретение с 20-х годов XX столетия так и носится в воздухе. Вернее, в эфире…

Comments are closed.