Поль Джонс

Поль Джонс

Поль Джонс

Мистер Портэр, американский посол во Франции долгое время занимался изучением старинных полузаброшенных кладбищ в Париже. И наконец в 1905 г.  он обнаружил то,  что так долго искал, — могилу человека, о котором написали романы Фенимор Купер и Александр Дюма. Вначале многие сомневались — тот ли это человек? Но когда гроб извлекли на свет и вскрыли, то оказалось, что он до краев наполнен виноградным спиртом, благодаря которому тело прекрасно сохранилось. Посмертную гипсовую маску сличили с лицом усопшего: никаких сомнений не осталось — это Поль Джонс. Тело незамедлительно переложили в стальной гроб с корабельными иллюминаторами и в сопровождении боевой эскадры США отправили в Анаполис — там уже спешно возводили склеп-памятник, где Джонс должен был обрести вечный покой. Кстати, и в Париже, когда гроб с телом Поля Джонса везли в порт, его сопровождали французские полки и кортеж американских моряков. Впереди шагал премьер-министр Франции, а за катафалком, установленным на орудийном лафете, шли послы разных стран. И такие почести неудивительны. Американцы считают его создателем флота США, французы — своим национальным героем. О нем в этих странах написано немало книг и статей, а у нас он незаслуженно забыт, хотя именно в России получил звание адмирала.

Как многие бедные мальчики в Англии, Поль, сын шотландского садовника, начал свою самостоятельную жизнь юнгой на корабле. Первое судно, на котором ему довелось бороздить моря, перевозило негров-рабов из Африки в Америку. Именно там он и возненавидел своих соотечественников за цинизм и жестокое отношение к чернокожим невольникам. Он бежал с корабля и остался в Новом Свете. Когда в 1775 г. началась война за независимость Америки, Поль предложил свои услуги Вашингтону. Политик усмехнулся и сказал: «Я знаю этого ненормального парня, дайте ему подраться!» Экипаж, собранный Джонсом из отчаянных людей, дрался с удивительной доблестью. Джонс никогда не боялся абордажных схваток и нередко нападал на английские суда, которые во много раз превосходили его корабль по мощи орудий и численности экипажа. И неизменно оказывался победителем. Когда Джонс приводил в порты Америки трофейные корабли, его с восторгом встречали ликовавшие толпы. Но он хотел еще сильнее проучить англичан и для этого в 1778 г. снарядил в далекий путь корвет «Рейнджер». Весной того же года его корвет топил английские корабли прямо у берегов Британии. Джонс был неуловим. Порой под покровом ночи он со своей командой высаживался на английский берег, и тогда в городе недосчитывались многих ценностей. После чего моряки растворялись в знаменитых английских туманах…

Лондонскую биржу лихорадило, цены на товары росли, а капитаны оставались в гаванях, боясь выйти в море. купить Товары для Дача . Сам английский король был бессилен противопоставить что-либо такой наглости. Поль же продолжал «корсарствовать» у британских берегов. Современники рассказывали, что когда корабль Джонса встречался с превосходящими силами, то на предложение сдаться он всегда отвечал: «Попробуй потопи меня или будь проклят!» Однажды корабль Джонса «Простак Ричард» встретился с пятидесятипушечным линейным фрегатом «Серапис» — красой и гордостью английского флота. За «Сераписом» следовал другой фрегат — «Графиня Скарборо». Бой был страшен. Палуба стала скользкой от крови. На корабле Джонса начался пожар. Но Поль не растерялся и, горланя старую пиратскую песню, приказал идти на абордаж. Он победил и захватил оба английских корабля.

Французы восхищались Джонсом. Поэты Парижа слагали о нем стихи. Но американский конгресс не присвоил ему звание адмирала, на которое он так рассчитывал. Джонс был раздосадован и публично заявил, что готов и дальше сражаться, но не ради американских конгрессменов. В апреле 1788 г. он получил из России предложение поступить на флотскую службу. Императрица Екатерина II лично приняла его и пожаловала чин контр-адмирала. Но гордый моряк оставался самим собой и дерзко преподнес царице в подарок Декларацию Независимости США. Екатерина это стерпела, и вскоре новоиспеченный контр-адмирал прибыл на Черное море. Он поразил своей удалью русских моряков, когда ночью подплыл на лодке к флагманскому кораблю турецкого флота и куском мела написал на его борту: «Сжечь. Поль Джонс». Усилиями Джонса турецкому флоту был нанесен тяжелый урон.

В сражении на Кинбурнской косе корабли Джонса оказали поддержку войскам знамени-того полководца Суворова. Но, будучи великолепным моряком, Поль Джонс был никудышным дипломатом. Он разругался с фаворитом императрицы Потемкиным, к тому же постоянно заявлял, что вскоре в России конституционный строй сменит монархию. Естественно, Екатерине II донесли об этом. Джонсу была дана отставка. А он так мечтал создать сов-местную русско-американскую эскадру, которая контролировала бы все Средиземноморье. Оскорбленный в лучших чувствах, в подаренной Суворовым шубе Поль Джонс вынужден был покинуть Санкт-Петербург.

Оказавшись в Париже, Джонс вступил в масонскую ложу. Во Франции тогда зрела революция. И когда она произошла, Джонс возглавил флот молодой республики. Но, увы, он уже был смертельно болен и через несколько месяцев в возрасте сорока пяти лет скончался. Национальное собрание Франции почтило его память вставанием, а американский и российский послы даже не появились на его похоронах.

Такова яркая и трагичная судьба одного из выдающихся флотоводцев — русского адмирала и национального героя Франции капитана Поля Джонса.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *