Путешествие в мир параллельных Вселенных

paral

Идея «параллельных Вселенных» хотя многим и сегодня кажется радикальной, но имеет свою долгую историю. Нынешняя научная революция вполне логично продолжает целый ряд революций, уже совершенных астрономами на протяжении последних столетий.
Когда-то люди считали, что Земля находится в центре мира. Вокруг нее обращается Солнце. Наш горизонт замыкает громадная сфера, на которой, как фонарики, горят звезды.
Теперь, после Коперника, Галилея, Хаббла, мы знаем, что Земля обращается вокруг заурядной звезды, расположенной на краю спирального рукава одной из рядовых галактик. Наша Земля — планета, подобных которой в космосе — невесть сколько. Миллиарды планет возле миллиардов звезд в миллиардах галактик, расположенных в… так и напрашивается… миллиардах Вселенных. Такое продолжение фразы кажется неизбежным. Современные космологи лишили своего уникального статуса нашу Вселенную — еще недавно единственную в своем роде, теперь одну среди прочих.
«Физическая реальность намного, намного больше того, что способен воспринять человек. То, что мы можем наблюдать, — всего лишь малая часть реальности, и она не заменит собой целого, — так излагает ту же самую мысль лауреат Нобелевской премии по физике Фрэнк Вильчек из Массачусетсского технологического института. — Может статься, что законы, позволяющие досконально описать природу видимой нами части Вселенной, самым естественным образом проистекают из той реальности, которая охватывает как видимый нами мир, так и ненаблюдаемые части мироздания».
Идею «МультиВселенной», «Мультиверсума», «Многомирья» Вильчек убедительно обосновывает в своей работе «Multiversality», опубликованной в журнале Classical and Quantum Gravity. В ней он также задается вопросом: «Есть ли у нашей Вселенной определенные свойства, наличие которых можно объяснить только с помощью идеи Мультиверсума и никаким другим образом?». Далее он сам дает четкий ответ: «Да», и обосновывает его, назвав несколько причин, по которым Вселенных должно быть много, очень много.
Столь же тщательно объясняли, почему существуют другие Вселенные, и такие авторитетные физики и космологи, как один из создателей теории инфляции Алан Гут, королевский астроном сэр Мартин Рис, лауреат Нобелевской премии по физике Стивен Вайнберг и наши соотечественники Андрей Линде, Анатолий Старобинский и Александр Виленкин, также внесшие немалый вклад в развитие теории космической инфляции.
Отметим на полях, что можно также составить длинный список имен известных ученых, которым идея параллельных Вселенных не по душе. Так, еще один лауреат Нобелевской премии по физике Роберт Лафлин сердито замечает: «Как вообще может быть такое, что людям платят за то, что они разглагольствуют о вещах, которые не удастся ни измерить, ни зарегистрировать?».
Сделав это необходимое примечание, продолжим говорить о параллельных Вселенных так, словно эта гипотеза, наконец, подтвердилась.
Если бы это было возможно…
Сама теория говорит нам, что мы в нашей Вселенной не сможем никогда наблюдать эти чужие миры, находящиеся в других временах и пространствах. Лишь косвенные свидетельства помогают нам уверовать в реальность этих миров. Так стоит или не стоит говорить о «других Вселенных»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *