Наши математические Вселенные

universemath_m

По словам шведско-американского космолога Макса Тегмарка, работающего сейчас в Массачусетсском технологическом институте, мы переживаем золотой век космологии. Открытие следует за открытием. Рождаются все новые гипотезы и теории. Совсем недавно, весной этого года, состоялось эпохальное открытие: с помощью телескопа BICEP2 были обнаружены следы гравитационных волн, возникших в первые доли секунды после Большого Взрыва.
Той же весной в США была издана книга Тегмарка «Our Mathematical Universe» («Наша математическая Вселенная»). Она представляет собой полный обзор всех возможных типов параллельных Вселенных — их четырехступенчатую иерархию. Вот этот «зверинец» непостижимых миров, в котором каждое последующее подмножество Вселенных еще причудливее, чем предыдущее:
• Параллельные Вселенные первой степени возникают по причине того, что пространство в процессе инфляции расширяется до бесконечных размеров. По сути, эти Вселенные представляют собой различные вариации наблюдаемого нами космоса. Лишь начальные условия отличают их — подобно тому, как начальные наборы генов делают животных такими не похожими друг на друга. В великом космическом «зверинце» так же разнятся миры, составляющие одно-единое Многомирье. Таким образом, за горизонтом событий, доступных для нашего наблюдения, простирается бесконечность, наполненная параллельными мирами. Их может быть бесконечно много.
• Параллельные Вселенные второй степени населены элементарными частицами, которые взаимодействуют друг с другом так, как мы даже не можем себе представить. Разнятся и их фундаментальные константы — скрепы, не дающие миру распасться, непреклонно стягивающие его.
• Параллельные Вселенные третьей степени возникли на основе квантово-механических эффектов. Создание квантовой механики считается одним из важнейших научных событий XX века. Однако сами физики и сто лет спустя продолжают бурно спорить, обсуждая те или иные положения этой научной теории. Тегмарк увлечен той же идеей, что и американский физик Хью Эверетт (см. «3-С», 3/13): все, что, с точки зрения законов квантовой механики, может произойти в мироздании, непременно случится. А если в том или ином случае имеются альтернативные сценарии развития событий, все они воплотятся. Квантовая механика — это коллекция сбывающихся возможностей. Здесь нет места неудаче, чему-то несостоявшемуся. Любой допустимый вариант событий обязательно свершится — но в своей отдельной Вселенной. Так что, в квантовой механике в каком-то смысле нет места случайности. Ведь любая случайность — это частный случай закономерного, один единственный вариант из полного набора возможных событий. Стать явью здесь не один шанс из ста, а все сто процентов. Все в этой жизни, если довериться последователям Шредингера и Гейзенберга, сбудется. Случайного, повторимся, нет!
Все эти параллельные миры были известны до Тегмарка — из работ других космологов. Его новация — параллельные Вселенные четвертой степени. Отправной точкой для него послужила загадка, волнующая физиков на протяжении нескольких веков. Почему практически все природные феномены описываются на языке математики? Чем глубже ученые проникают в тайны мироздания, тем больше убеждаются в том, что все в этом мире подчиняется математическим закономерностям. Не может не возникнуть ощущение, что ткань естества покоится на жестком каркасе математики. Так, может быть, Вселенная не только описывается языком формул, но и представляет собой математику в чистом виде?
Здесь стоит подчеркнуть, что наша Вселенная подчиняется отдельным математическим законам, другие неприменимы к ней. Откуда такая избирательность?
• Тегмарк сделал вполне логичный шаг. Он предположил, что любому математическому высказыванию соответствует своя Вселенная. Любая формула является фундаментальным законом природы — но в своей, не похожей на нашу, Вселенной. Все математические структуры реальны. По Тегмарку, весь мир — ожившее число. Это сразу же заставляет вспомнить пифагорейское учение, утверждавшее, что «все есть число». Наборы математических формул оборачиваются законами природы, изреченными на языке математики и всякий раз лежащими в
основе очередного мира, возникшего во Вселенском Многомирье. Математика — это настоящая матрица миров. Подобно квантовому вакууму или ландшафту струн, она неустанно порождает параллельные Вселенные. Те самые, четвертой степени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *