Эрих Редер (часть 1)

Эрих Редёр

Эрих Редёр

Битвы Второй мировой войны происходили на земле, в воздухе и на море. Возможно, морские сражения не были столь масштабными, как сухопутные, но они тоже внесли свой вклад в победу над фашизмом. Одним из тех, кому довелось командовать флотами Третьего рейха, был адмирал Эрих Редер. В роду Редера были люди творческих профессий — музыканты, врачи, лингвисты. Эрих обожал музыку, но море любил еще больше.

Он и родился в небольшом курортном городке недалеко от Гамбурга. В 13 лет он стал гардемарином военно-морского училища в Киле. Осенью 1897 г. лейтенант цурзее (немецкого флота) был приписан к кораблю «Заксен». Служил он хорошо и вскоре попал на флагманский корабль «Дойчланд», которым командовал принц Генрих. В 1903 г. Редер поступил в военно-морскую академию. На его счастье, он был замечен самим кайзером Вильгельмом II, который в 1910 г. назначил талантливого офицера штурманом на свою личную яхту. Через год Редер был уже корветен-капитаном, а затем попал на службу в штаб вице-адмирала фон Хиппера. Этот талантливый человек командовал Атлантической эскадрой. Вместе с ним Редеру довелось воевать в годы Первой мировой войны. В 1916 г. он принял участие в знаменитой Ютландской битве — грандиозном противостоянии английского и немецкого флотов.

После войны судьба флотоводца не складывалась. Его даже перевели служить в архив ВМФ. Однако это время не прошло для него даром, и он разработал концепцию создания нового флота Германии. В октябре 1928 г. ему присвоили звание адмирала и назначили командовать военно-морскими силами. Редер считал, что немецкий флот должен состоять из боевых кораблей всех типов, но условия Версальского договора ограничивали Германию как в количестве войск, так и в вооружении и размерах кораблей. Именно поэтому пришлось создавать так называемые «карманные» линкоры — нечто среднее между большим крейсером и маленьким линейным кораблем. На них Редер делал большую ставку.

Придя к власти, Гитлер оставил Эриха на его посту. К тому же фюрер абсолютно не разбирался во флотских делах и во всем доверился адмиралу. Поначалу немцы не собирались воевать с Англией. Было даже подписано англо-германское соглашение, по которому Британия помогала Германии строить флот. Несмотря на разработанный план, строительство флота задерживалось: во-первых, мешал Геринг, который к тому же не позволил Редеру создать морскую авиацию, а во-вторых, препятствовал глава гестапо Гейдрих. В свое время Редер не дал ему уволить с флота евреев, мало того — изгнал будущего гестаповца из ВМФ.

В результате к началу Второй мировой войны флот Германии был не вполне готов. Катастрофически не хватало легких крейсеров и эсминцев. Четыре линкора только строились, в то время как у Англии их было уже двенадцать, и против трех английских крейсеров немцы могли выставить только два. К тому же из-за интриг Геринга у Германии не было ни одного авианосца, а Англия имела девять. Редер был в растерянности. Ведь Гитлер клятвенно обещал ему, что с англичанами войны не будет, а теперь адмиралу предстояло вести морскую войну с многократно превосходящим его противником. Но драться было надо!

Адмирал начал с того, что в конце августа 1939 г. отправил два «карманных» линкора в Атлантику. В их задачу входило топить английские конвои. В то время морское сообщение было одним из важнейших, так как транспортная авиация не могла перевозить огромное количество грузов. Поэтому нарушение морских коммуникаций, особенно для островной Англии, представляло серьезную угрозу. Одному немецкому линкору удалось потопить два торговых судна и успешно добраться до своего порта, другому повезло меньше — за три месяца «охоты» он уничтожил девять английских транспортов, но у берегов Южной Америки напоролся на три английских крейсера и получил большие повреждения. Командир приказал затопить судно, а сам застрелился.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *