Скороспелые реформы образования опасны

main_big

Казалось бы, пора уж в этом убедиться на многолетнем опыте. Достаточно вспомнить благополучно забытую программу «Столичное образование» 1994 года. Наверное, главным достоинством той программы было то, что она не была реализована. Эксперименты в системе образования — это знамение нашего времени. Сколько их было даже за самые последние годы!
Этому можно найти объяснение. Эксперименты в этой области наиболее безопасны для их организаторов. Результат не скоро. А определить его причины непросто.
Система образования консервативна. И это ее ценное свойство. Она создает культуру. В нашем случае — техническую культуру. Методы образования нельзя менять по прихоти малообразованных экспериментаторов.
В системе образования поменялись приоритеты. Многие ученики школ лишь теоретически понимают, что, когда пойдут работать, деньги им будут платить не за оценки в дипломе. И даже не за знания. И даже не за умение их применять… За умение решать проблемы, которые волнуют шефа. (Хорошо еще, если это проблемы технические.) А вот решать реальные проблемы их почти не учат. На деле учащиеся больше всего заботятся об оценках. Чтобы родители не ругали. И чтобы в институт поступить.
Что делать? Вариант есть — ничего не делать и не спеша превращаться дальше в слаборазвитых.
Давать рецепты и предлагать чудодейственные средства опасно. Но ситуация в нашем образовании опасна сама по себе и прибавляет смелости. Испортить нашу систему образования советами невозможно. Разве что широкие руководящие реформы могут добить ее окончательно.
В сущности, главный совет — обратиться к прошлому и попытаться взять оттуда то, что можно применить и в настоящее время. Не ожидая чудес и не замахиваясь на «коренные улучшения».
Итак, проблемы высшей школы начинаются еще в начальной и средней школе. И даже раньше.
Но еще существует совершенно естественный интерес части детей к машинам, точным наукам, конструированию. Вот их и нужно выловить в потоке и дать им требуемое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *