Какие корабли строили скандинавы?

Корабль Викингов

Корабль Викингов

В 1880 году под древним курганом близ фермы Гекстед на южном побережье Норвегии обнаружили неплохо сохранившийся под слоем земли корабль, построенный из дуба. Корпус судна в длину, достигал почти 25 метров, и имел небольшую осадку и высокие борта. Нос и корма плавно поднимались кверху.
Построили Корабль, как определили ученые, в IX веке. А в могильном кургане он оказался по той причине, что у викингов был обычай — хоронить своих вождей вместе со всеми их богатствами и судном, на котором совершались боевые походы.
К своим кораблям викинги относились с таким же трепетным уважением, как к оружию. Они были для них боевыми товарищами, а для многих и единственным жилищем. Во время дальних плаваний на кораблях размещались не только сами воины, но и их семьи» рабы, скот. На стоянках суда вытаскивали на берег, и они становились жилыми домами.
Скандинавы ухаживали за кораблями, как за живыми существами. Борта их украшались разноцветными щитами, на носу судна устанавливалась деревянная и покрытая позолотой голова дракона или какого-нибудь другого свирепого зверя. Паруса расшивались золотыми узорами. Позолотой нередко покрывалась и единственная мачта.
Любовное, трепетное отношение суровых воинов к кораблям единодушно отмечали все хроники Западной Европы. В одной из франкских летописей можно найти такие, слова: «Корабль — жилище скандинава». И таким жилищем он стал в незапамятные времена.
Изображения кораблей есть в Скандинавии на наскальных рисунках, относящихся к неолиту и к бронзовому веку. Судя по ним, даже до нашей эры у народов, населяющих Скандинавский полуостров, были весельный ладьи, способные поднять большое число воинов. Их носовые части уже тогда украшались резными изображениями различных животных.
Почему скандинавы стали отменными кораблестроителями, понять несложно. Горы разделяли их земли, а вода, наоборот, соединяла. Побережье Скандинавии изрезано фьордами — заливами самых причудливых форм, врезающимися в сушу порой на сотни километров.
Некоторые из них, как, например, Лофот-фьорд, превратились в настоящие внутренние моря, защищенные от самых сильных ветров высокими берегами. Спокойные воды многих фьордов удивительно благоприятны для внутреннего судоходства. А строительный материал — лесная древесина — всегда был под рукой у древних корабелов.
Научившись строить совершенные суда, скандинавы вышли из фьордов в бурное открытое море. Сначала для добычи пропитания — охоты на морского зверя. К VIII веку они уже не боялись отправляться в самые дальние путешествия.
С началом походов викингов стало ясно, что никто в Европе не может соперничать со скандинавами в корабельном и мореходном
деле. Суда викингов появлялись в Балтийском и Северном морях, плавали в Атлантике, достигали Средиземного моря, поднимались по рекам в глубь Европы, появлялись на Днепре и на Волге, выходили из них в Черное и Каспийское моря…
По сохранившимся рисункам, по находкам археологов можно проследить, как менялись и совершенствовались с течением времени корабли скандинавов. Самая древняя из находок — ладья, построенная на рубеже III и IV веков. У этого гребного судна еще не было мачты, дно оказалось почти плоским. В VI-VII веках у скандинавов уже были не прежние ладьи, а корабли с длинным килем и мачтой для паруса. Судно же, раскопанное в могильном кургане близ фермы Гекстед на южном берегу Норвегии, представляло собой еще более совершенную конструкцию.
По какой-то прихоти судьбы археологи почти сразу же после этой находки обнаружили на скандинавской земле еще два корабля, датируемые концом IX- началом X веков, — один в местечке Туна, другой в Усеберге. Изучали их не только археологи и историки, но и специалисты морского дела. Они-то и дали корабельному искусству древних скандинавов очень высокую оценку.
А позже эти три корабли были полностью отреставрированы и ныне экспонируются в знаменитом Музее викингов на острове Бюгой неподалеку от Осло.
Длина всех трех кораблей примерно одинакова — от 20 до 23 метров, а ширина в средней части не более 5 метров. Таким образом, корпуса их длинные и узкие, что способствовало не только быстроходности, но и большей устойчивости.

Судно из Усеберга

Судно из Усеберга

Корабли приводились в движение как большими веслами (длиной до 6 метров), так и, главным образом, парусом. На корабле, найденном в Туне, оказались 11 пар весел, у гекстедского — 16 пар, а у корабля, раскопанного в Усеберге, — 15 пар.
Для управления кораблем служил большой руль-весло на корме, которым легко было управлять с помощью длинной рукояти.
В центре корабля на массивном деревянном основании крепилась единственная мачта. Во время шторма ее можно было опустить в специальное углубление на палубе.
Единственный парус корабля подвешивался на поперечной рее, а мастерили его из кожи или из льняного полотна с подкладкой из грубой шерстяной ткани. Управляя им, можно было вести корабль не только по ветру? но и лавировать, продвигаясь даже против него.
От более ранних конструкций все три корабля отличались и острыми длинными килями, сделанными из стволов деревьев. Они делали суда устойчивыми на воде даже при сильном волнении. Вместе с тем корабли имели небольшую осадку, могли приставать к любому берегу и подниматься вверх даже по небольшим рекам.
Корпуса кораблей были очень прочными и в то же время… эластичными. Прочность придавали им крепкие дубовые шпангоуты, а эластичность — деревянные узкие и гибкие планки, уложенные наподобие черепицы «внахлест» от киля до палубы. Они крепились друг к другу бронзовыми гвоздями.
На зыбкой морской волне планки могли свободно вибрировать, но не распадаться. Такой гибкий корпус был отлично приспособлен для плаваний в любых водах.
Палуба представляла собой настил из сосновых досок. Он крепился на шпангоутах и служил связкой между противоположными бортами. Борта корабля поднимались выше палубы, и поэтому для весел в них были прорезаны специальные отверстия. Таким образом гребцы были защищены от волн, ветра, а также стрел и копий врага.

Comments are closed.