Чем Драккар отличался от Кнарра?

drakkar

В 1893 году был проведен интереснейший эксперимент: в Норвегии построили точную копию деревянного «гекстедского» корабля. Судно получило название «Викинг», и 13 норвежских моряков отважно отправились на нем в плавание через Атлантический океан.
«Мы шли замечательно, — вспоминал позже капитан корабля М. Андерсен. — Северное
сияние озаряло океан волшебным бледным светом; сквозь ночной сумрак чайкой скользил по волнам «Викинг». С восхищением смотрели мы, как изящно идет корабль, и с гордостью отмечали его ход, который порой достигал одиннадцати узлов».
Путь от норвежского порта Бергена до острова Ньюфаундленд у побережья Северной Америки «Викинг» прошел всего за 27 дней, продемонстрировав прекрасные мореходные качества. И свидетельства о том, что именно скандинавские викинги проложили путь из Европы в Америку задолго до Христофора Колумба, получили таким образом весомое подтверждение.
Во время плавания «Викинг» попал в шторм, но с честью преодолел непогоду. Капитан отметил легкость, с какой можно было управлять кораблем даже во время бури. Даже на самых высоких волнах с рулем-веслом справлялся один человек.
А экипажи судов, встреченных «Викингом» во время своего плавания, единодушно отмечали незабываемое и впечатляющее зрелище: туго натянутый четырехугольный парус, быстро несущий корабль по волнам, разноцветные щиты по бортам и резная фигура дракона на носу. Казалось, посреди Атлантики мчится вовсе не судно, а невиданный фантастический зверь…
Все три судна, найденные археологами в могильных курганах, были боевыми кораблями и назывались драккарами. Позже, к XI веку, скандинавы стали строить еще более крупные корабли этого же типа. Иногда на них было до 30 пар весел, а в длину суда достигали почти 50 метров.
Но драккары были не единственным типом скандинавского корабля. Другие суда — кнарры — отличались от драккаров более округлым корпусом, были вместительнее и крепче. Они не развивали такой же скорости, как боевые драккары, но зато могли принимать на борт тяжелые грузы, даже скот. В первую очередь это были именно грузовые, торговые суда.
Остатки потерпевшего крушения кнарра археологи нашли на южном побережье Дании. Радиоуглеродный анализ древесины корпуса корабля показал, что судно было построено примерно в 1000 году. Специалисты морского дела, изучавшие находку, пришли к выводу, что по кораблестроительной технике, прочности и надежности кнарры были еще более совершенными судами, чем боевые драккары.
Киль и шпангоуты кнарров корабелы-скандинавы делали из дуба, доски обшивки — из сосны. Все деревянные части скреплялись не гвоздями, как на драккаре, а железными скобами и заклепками. На носах кнарров не было резных фигур фантастических чудовищ.
Мы уже знаем, что точная копия «гекстедекого» корабля в 1893 году успешно преодолела Атлантический океан, доказав свои высокие мореходные качества и надежность.
И тем не менее дальние плавания в Атлантике скандинавы совершали не на драккарах, а именно на кнаррах. В 1932 году пришел черед отправиться в продолжительный атлантический поход и точной копии кнарра. Он отправился в Новый Свет по маршруту Христофора Колумба. И, к удивлению специалистов, прошел этот путь на одну треть быстрее, чем испанские каравеллы. Назад же в Скандинавию кнарр возвратился по северным водам  через Ньюфаундленд и Гренландию.

Comments are closed.